Телефон, WhatsApp, Telegram: +7 747 690 6244
e-mail: janar_85.s@mail.ru
Цель: оказание психологической поддержки и содействия в укреплении взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного процесса, обеспечение психологических условий для успешного обучения и развития, адаптации личности студентов, их социализации и профессионального становления.
Задачи:
- Оказание консультативно- просветительской помощи педагогам в решении психологических проблем, возникающих в образовательном процессе;
- Оказание психологической помощи студентам в их успешной адаптации, социализации в процессе обучения и становлении профессионала, профилактика, выявление и социально- психологическая коррекция асоциальных и аутодеструктивных поведенческих изменений студентов;
- Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в процессе организации индивидуального подхода к студентам на основе психологической диагностики. Ожидаемый результат: успешное прохождение адаптации студентами, своевременное оказание психолого-педагогической поддержки, согласованная работа педагогического коллектива и родителей.
Согласно приказу №377 Министерства образования РК от 25.08.2022г. педагог-психолог в колледже осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
1) Диагностическое направление направлено на определение индивидуальной и групповой деятельности студентов, их индивидуальных особенностей и склонностей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, самоопределения с профессиональной точки зрения, а также на определение причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
2) Консультативное направление заключается в понимании характера или причин затруднений в учебном процессе, в анализе и решении психологических проблем, в определении индивидуальных особенностей; помощь в формировании новых взглядов и принятии собственных решений; предполагает индивидуальную и групповую работу в решении проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самопознании и саморазвитии;
3) Коррекционно-развивающие направление, формирование мотивации к новым знаниям, умениям и навыкам. Преодоление трудностей в усвоении учебного материала, включает организацию работы (с согласия родителей или опекунов) по коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся, нуждающихся в специальном образовании.
- психологические часы;
- классные часы;
- семинары;
- вебинары;
- родительские собрания;
- педагогические советы;
- проведение интерактивных методов;
- лекций для родителей и иных законных представителей.
5) Организационно-методическое направление предполагает мониторинг состояния образовательно-развивающей среды, разработку рекомендаций по образовательному процессу, организацию и проведение семинаров, тренингов и консультаций по освоению технологий психологического сопровождения обучающихся.
психологической службы
- индивидуальное обследование
- групповое тестирование
- наблюдение
- индивидуальное групповое тестирование
- анкетирование
- наблюдение
- анкетирование
- тестирование
- индивидуальные и групповые консультации
- консультативные беседы
- профконсультации для старшекурсников
- индивидуальные и групповые консультации
- тренинги и ролевые игры
- индивидуальные и групповые консультации
- родительские собрания
- консультативные беседы
- групповые коррекционно-развивающие занятия
- индивидуальные коррекционные занятия
- индивидуальные беседы
- релаксационные занятия
- тренинг общения
- игровые занятия с детьми и родителями
- родительские группы
- тренинги
- часы психолога
- семинары и вебинары
- практикумы
- лекции
- тренинги
- лекции
- семинары и вебинары
- деловые игры
- консилиумы
- родительские собрания
- групповые консультации
- деловые и ролевые игры
Родители или иные законные представители, обучающиеся, преподаватели могут обращаться в письменной или устной форме к специалистам (заместителю директора колледжа, социальному педагогу, психологу), оказывающим психолого-педагогическую сопровождения.
Психолог обязуется:
- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);
- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).
Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:
- Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
- Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
- Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.
О таких ситуациях Вы будете информированы
Родители (опекуны) имеют право:
- обратиться к психологу колледжа по интересующему вопросу;
- отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), предоставив психологу колледжа заявление об отказе на имя директора колледжа.
Психологическая служба в организациях среднего образования – коллегиальный орган организации образования. В составе — заместители директора по ВР и НиУМР колледжа, педагоги-психологи, социальный педагог. Состав утверждается приказом директора колледжа. Кураторы, педагоги-предметники, медицинские работники участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников и взаимодействуют с родителями и иными законными представителями в соответствии с должностными обязанностями. Должостные обязанности осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».
Деятельность Службы осуществляется в рамках распоряжение премьер-министра РК от 16.07.2022 года №113-р «О мерах по реализации ЗРК от 3 мая 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации». Пункт 46-25) ст.5 ЗРК «Об образовании» определяет порядок деятельности психологической службы в организациях среднего образования, МП РК от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования» (далее – ПС).
Процесс психолого-педагогического сопровождения осуществляется: адаптация к новым условиям обучения, развитие познавательной и учебной деятельности обучающихся, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития и самосознания, формирование устойчивости к познавательным процессам.
Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения:
1) соблюдение профессиональной этики;
2) эмпатия и уважение к личности ребенка;
3) учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
4) интеграция психологического и педагогического знания;
5) конфиденциальность информации с соблюдением прав и интересов ребенка;
6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, родителей, педагогов;
7) научность, комплексность, последовательность, поэтапность и непрерывность сопровождения обучающихся в образовательном процессе.
Руководитель организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
1) издает приказ о деятельности психологической службы и утверждает план работы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся на учебный год;
2) утверждает состав и должностные обязанности специалистов, входящих в состав психологической службы;
3) обеспечивает условия для повышения квалификации специалистов, входящих в состав психологической службы;
4) заслушивает и утверждает аналитический отчет о деятельности психологической службы и специалистов, входящих в состав психологической службы;
5) обеспечивает психолого-педагогическое, социальное сопровождение обучающихся, родителей и иных законных представителей в вопросах воспитания и развития.
6) на основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций руководитель организации образования утверждает список обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом, социальном сопровождении, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов.;
Заместитель руководителя организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
1. организует деятельность психологической службы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся, определяет время и место проведения диагностических мероприятий в образовательном процессе;
2. ведет мониторинг эффективности результатов сопровождения, динамики социализации, развития и учебных достижений обучающихся;
3. координирует взаимодействие психологической службы с заинтересованными государственными органами и организациями, представителями общественности и правоохранительных органов, представителями родительской общественности, попечительского совета.
Педагог-психолог в деятельности Психологической службы:
1. проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся в соответствии с планом работы на учебный год и согласия родителей или иных законных представителей, оформленного протоколом родительского собрания в начале учебного года;
2. выявляет и оценивает особые образовательные потребности обучающихся на основе наблюдений, углубленного обследования, сведений, полученных от родителей или иных законных представителей, изучения заключений и рекомендаций специалистов психологической службы и психолого-медико-педагогической консультации;
3. информирует родителей и администрацию организации образования при возникновении рисков поведенческих и эмоциональных проблем, деструктивных форм поведения, нарушений воспитания в семье и детско-родительских отношений, негативных воздействий информационной среды в соответствии с подпунктом 3) пункта 14 Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
4. на основании запроса администрации и согласия родителей или иных законных представителей, проводит психологическое исследование личности обучающегося, дает оценку психоэмоционального состояния ребенка и при необходимости проводит индивидуально-развивающие занятия с целью оказания своевременной психологической помощи;
5. участвует в проведении мероприятий по повышению психолого-педагогических компетенций с участниками образовательного процесса и содействует внедрению эффективных способов, методов и технологий обучения, развития и социализации обучающихся;
6. участвует в профилактике возникновения деструктивного поведения обучающихся и при необходимости разрабатывает рекомендации участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации;
7. по запросу совместно с классным руководителем составляет психолого-педагогические характеристики и заключения по материалам психологических исследований;
8. оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса по вопросам обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся.
9. определяет формы и методы диагностической, индивидуальной консультативной, развивающей работы с обучающимися, используя научно-обоснованные методики и технологии;
10. ведет мониторинг динамики изменений психологического состояния обучающихся.
Социальный педагог в деятельности Психологической службы:
1) изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, социальные условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, нарушения в поведении обучающихся, своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
2) определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем обучающегося, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав свобод личности обучающихся;
3) выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, семьей и организацией, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
4) обеспечивает связь между обучающимися и представителями государственных, общественных организаций и социальных служб;
5) взаимодействует с педагогами, родителями и иными законными представителями по организационным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся;
6) осуществляет контроль над соблюдением прав ребенка в семье и организации образования.
Классный руководитель (куратор) в деятельности Психологической службы:
1. осуществляет взаимодействие в системе колледж-обучающийся-родитель»;
2. изучает индивидуальные особенности обучающихся;
3. совместно с психологом доводит до сведения родителей план проведения психологической диагностики на учебный год, оформляя протокол информированного согласия;
4. содействует своевременному проведению психологической диагностики, включая ее в годовой план классных часов; организует последующую рефлексию и представление обобщенных результатов на родительских собраниях;
5. осуществляет анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся;
6. регулирует межличностные отношения между обучающимися;
7. содействует общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе;
8. оказывает помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
9. содействует сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
10. осуществляет контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся группы.
Педагоги-предметники в деятельности Психологической службы:
1) составляют индивидуальные учебные планы и программы с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся;
2) обеспечивают корректировку способов оценивания результатов обучения (достижений) обучающегося, соответствие критериям оценивания и контрольных заданий согласно его индивидуальным возможностям и особым потребностям;
3) применяют вариативные, специальные и альтернативные методы и технологии обучения.
ТОП-10 мощных книг по психологии:
- «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана
- «Психология влияния» Роберт Чалдини
- «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн
- «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие», Стивен Кови
- «Подсознание может всё!», Джон Кехо
- «Биология добра и зла» Роберта Сапольски
- «Спотыкаясь о счастье» Дэниела Гилберта
- «Опасные личности» Джо Наварро
- «Гипотеза счастья» Джонатана Хайдта
- «Истоки морали» Франса де Вааля