logo
contacts Приемная: +7 (710) 366-84-07
contacts Телефон доверия: +7 (710) 367-50-03
РУС
РУС ҚАЗ ENG
Социально-психологическая служба
Дорогой друг!
Если у вас есть наводящие вопросы или потребность поговорить, если вы не в настроении и чувствуете себя одиноким, расскажите об этом взрослым, поговорите с родителями, учителями, друзьями, родственниками, если вас никто не понимает в этот момент, то дорогие друзья, мы всегда готовы поддержать и помочь! Помните, что вы не одиноки! Жизнь — это уникальное время для вас! Цените пылкую молодость и драгоценное время!!
Садуакасова Жанар Саятовна
Садуакасова Жанар Саятовна
Педагог-психолог
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ: Педагог-модератор

Телефон, WhatsApp, Telegram: +7 747 690 6244
e-mail: janar_85.s@mail.ru

Психологическая служба в колледже

Цель: оказание психологической поддержки и содействия в укреплении взаимопонимания и взаимодействия между участниками образовательного процесса, обеспечение психологических условий для успешного обучения и развития, адаптации личности студентов, их социализации и профессионального становления.

Задачи:

  1. Оказание консультативно- просветительской помощи педагогам в решении психологических проблем, возникающих в образовательном процессе;
  2. Оказание психологической помощи студентам в их успешной адаптации, социализации в процессе обучения и становлении профессионала, профилактика, выявление и социально- психологическая коррекция асоциальных и аутодеструктивных поведенческих изменений студентов;
  3. Оказание психолого-педагогической поддержки родителям в процессе организации индивидуального подхода к студентам на основе психологической диагностики. Ожидаемый результат: успешное прохождение адаптации студентами, своевременное оказание психолого-педагогической поддержки, согласованная работа педагогического коллектива и родителей.

Согласно приказу №377 Министерства образования РК от 25.08.2022г. педагог-психолог в колледже осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1) Диагностическое направление направлено на определение индивидуальной и групповой деятельности студентов, их индивидуальных особенностей и склонностей, их потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, самоопределения с профессиональной точки зрения, а также на определение причины и механизмы нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2) Консультативное направление заключается в понимании характера или причин затруднений в учебном процессе, в анализе и решении психологических проблем, в определении индивидуальных особенностей; помощь в формировании новых взглядов и принятии собственных решений; предполагает индивидуальную и групповую работу в решении проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самопознании и саморазвитии;

3) Коррекционно-развивающие направление, формирование мотивации к новым знаниям, умениям и навыкам. Преодоление трудностей в усвоении учебного материала, включает организацию работы (с согласия родителей или опекунов) по коррекции психического и (или) физического состояния обучающихся, нуждающихся в специальном образовании.

Деловые игры
Коммуникативные тренинги
Совместные мероприятия в центре «Рухани Жаңғыру»
4) Психолого-педагогическое просвещение в поддержку личностного профессионального роста и самоопределения обучающихся, педагогов.
Психологические вебинары
Тематические психологические часы
Выступления на родительских собраниях
Выступления на педагогическом совете
Семинары для пед.коллектива

5) Организационно-методическое направление предполагает мониторинг состояния образовательно-развивающей среды, разработку рекомендаций по образовательному процессу, организацию и проведение семинаров, тренингов и консультаций по освоению технологий психологического сопровождения обучающихся.

Организация творческих конкурсов
Разработка памяток и буклетов
Формы и методы работы
психологической службы
Психодиагностика
Работа со студентами
  • индивидуальное обследование
  • групповое тестирование
  • наблюдение
Работа с педагогами
  • индивидуальное групповое тестирование
  • анкетирование
  • наблюдение
Работа с родителями
  • анкетирование
  • тестирование
Психоконсультирование
Работа со студентами
  • индивидуальные и групповые консультации
  • консультативные беседы
  • профконсультации для старшекурсников
Работа с педагогами
  • индивидуальные и групповые консультации
  • тренинги и ролевые игры
Работа с родителями
  • индивидуальные и групповые консультации
  • родительские собрания
  • консультативные беседы
Психокоррекция
Работа со студентами
  • групповые коррекционно-развивающие занятия
  • индивидуальные коррекционные занятия
Работа с педагогами
  • индивидуальные беседы
  • релаксационные занятия
  • тренинг общения
Работа с родителями
  • игровые занятия с детьми и родителями
  • родительские группы
Психопрофилактика
Работа со студентами
  • тренинги
  • часы психолога
  • семинары и вебинары
  • практикумы
  • лекции
Работа с педагогами
  • тренинги
  • лекции
  • семинары и вебинары
  • деловые игры
  • консилиумы
Работа с родителями
  • родительские собрания
  • групповые консультации
  • деловые и ролевые игры

Родители или иные законные представители, обучающиеся, преподаватели могут обращаться в письменной или устной форме к специалистам (заместителю директора колледжа, социальному педагогу, психологу), оказывающим психолого-педагогическую сопровождения.

Психолог обязуется:

  • предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при обращении родителей (опекунов);
  • не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями (опекунами).

Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:

  • Если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам
  • Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
  • Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.

О таких ситуациях Вы будете информированы

Родители (опекуны) имеют право:

  • обратиться к психологу колледжа по интересующему вопросу;
  • отказаться от психологического сопровождения ребенка (или отдельных его компонентов указанных выше), предоставив психологу колледжа заявление об отказе на имя директора колледжа.
Психолого-педагогическое сопровождение в колледже

Психологическая служба в организациях среднего образования – коллегиальный орган организации образования. В составе — заместители директора по ВР и НиУМР колледжа, педагоги-психологи, социальный педагог. Состав утверждается приказом директора колледжа. Кураторы, педагоги-предметники, медицинские работники участвуют в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся и воспитанников и взаимодействуют с родителями и иными законными представителями в соответствии с должностными обязанностями. Должостные обязанности осуществляется в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогов».

Деятельность Службы осуществляется в рамках распоряжение премьер-министра РК от 16.07.2022 года №113-р «О мерах по реализации ЗРК от 3 мая 2022 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав ребенка, образования, информации и информатизации». Пункт 46-25) ст.5 ЗРК «Об образовании» определяет порядок деятельности психологической службы в организациях среднего образования, МП РК от 25 августа 2022 года № 377 «Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования» (далее – ПС).

Процесс психолого-педагогического сопровождения осуществляется: адаптация к новым условиям обучения, развитие познавательной и учебной деятельности обучающихся, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового саморазвития и самосознания, формирование устойчивости к познавательным процессам.

Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения:
1) соблюдение профессиональной этики;
2) эмпатия и уважение к личности ребенка;
3) учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающегося;
4) интеграция психологического и педагогического знания;
5) конфиденциальность информации с соблюдением прав и интересов ребенка;
6) исключение возможности нанесения вреда здоровью, чести и достоинству обучающихся, родителей, педагогов;
7) научность, комплексность, последовательность, поэтапность и непрерывность сопровождения обучающихся в образовательном процессе.

Руководитель организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
1) издает приказ о деятельности психологической службы и утверждает план работы психолого-педагогического, социального сопровождения обучающихся на учебный год;
2) утверждает состав и должностные обязанности специалистов, входящих в состав психологической службы;
3) обеспечивает условия для повышения квалификации специалистов, входящих в состав психологической службы;
4) заслушивает и утверждает аналитический отчет о деятельности психологической службы и специалистов, входящих в состав психологической службы;
5) обеспечивает психолого-педагогическое, социальное сопровождение обучающихся, родителей и иных законных представителей в вопросах воспитания и развития.
6) на основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации психолого-медико-педагогических консультаций руководитель организации образования утверждает список обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом, социальном сопровождении, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов.;

Заместитель руководителя организации среднего образования в деятельности Психологической службы:
1. организует деятельность психологической службы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению обучающихся, определяет время и место проведения диагностических мероприятий в образовательном процессе;
2. ведет мониторинг эффективности результатов сопровождения, динамики социализации, развития и учебных достижений обучающихся;
3. координирует взаимодействие психологической службы с заинтересованными государственными органами и организациями, представителями общественности и правоохранительных органов, представителями родительской общественности, попечительского совета.

Педагог-психолог в деятельности Психологической службы:
1. проводит психолого-педагогическую диагностику состояния обучающихся в соответствии с планом работы на учебный год и согласия родителей или иных законных представителей, оформленного протоколом родительского собрания в начале учебного года;
2. выявляет и оценивает особые образовательные потребности обучающихся на основе наблюдений, углубленного обследования, сведений, полученных от родителей или иных законных представителей, изучения заключений и рекомендаций специалистов психологической службы и психолого-медико-педагогической консультации;
3. информирует родителей и администрацию организации образования при возникновении рисков поведенческих и эмоциональных проблем, деструктивных форм поведения, нарушений воспитания в семье и детско-родительских отношений, негативных воздействий информационной среды в соответствии с подпунктом 3) пункта 14 Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования;
4. на основании запроса администрации и согласия родителей или иных законных представителей, проводит психологическое исследование личности обучающегося, дает оценку психоэмоционального состояния ребенка и при необходимости проводит индивидуально-развивающие занятия с целью оказания своевременной психологической помощи;
5. участвует в проведении мероприятий по повышению психолого-педагогических компетенций с участниками образовательного процесса и содействует внедрению эффективных способов, методов и технологий обучения, развития и социализации обучающихся;
6. участвует в профилактике возникновения деструктивного поведения обучающихся и при необходимости разрабатывает рекомендации участникам образовательного процесса по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социализации;
7. по запросу совместно с классным руководителем составляет психолого-педагогические характеристики и заключения по материалам психологических исследований;
8. оказывает консультативную помощь участникам образовательного процесса по вопросам обучения, развития, воспитания и социализации обучающихся.
9. определяет формы и методы диагностической, индивидуальной консультативной, развивающей работы с обучающимися, используя научно-обоснованные методики и технологии;
10. ведет мониторинг динамики изменений психологического состояния обучающихся.

Социальный педагог в деятельности Психологической службы:
1) изучает психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, социальные условия жизни, выявляет интересы и потребности, проблемы, конфликтные ситуации, нарушения в поведении обучающихся, своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
2) определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем обучающегося, принимает меры по социальной защите и социальной помощи в реализации прав свобод личности обучающихся;
3) выступает посредником между обучающимися, воспитанниками, семьей и организацией, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
4) обеспечивает связь между обучающимися и представителями государственных, общественных организаций и социальных служб;
5) взаимодействует с педагогами, родителями и иными законными представителями по организационным вопросам обучения, воспитания, социализации обучающихся;
6) осуществляет контроль над соблюдением прав ребенка в семье и организации образования.

Классный руководитель (куратор) в деятельности Психологической службы:
1. осуществляет взаимодействие в системе колледж-обучающийся-родитель»;
2. изучает индивидуальные особенности обучающихся;
3. совместно с психологом доводит до сведения родителей план проведения психологической диагностики на учебный год, оформляя протокол информированного согласия;
4. содействует своевременному проведению психологической диагностики, включая ее в годовой план классных часов; организует последующую рефлексию и представление обобщенных результатов на родительских собраниях;
5. осуществляет анализ состояния успеваемости и динамики общего развития обучающихся;
6. регулирует межличностные отношения между обучающимися;
7. содействует общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе;
8. оказывает помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств;
9. содействует сотрудничеству между участниками образовательного процесса.
10. осуществляет контроль за успеваемостью, посещаемостью занятий, внешним видом, эмоционально-психологическим состоянием обучающихся группы.

Педагоги-предметники в деятельности Психологической службы:
1) составляют индивидуальные учебные планы и программы с учетом индивидуальных возможностей и особых потребностей обучающихся;
2) обеспечивают корректировку способов оценивания результатов обучения (достижений) обучающегося, соответствие критериям оценивания и контрольных заданий согласно его индивидуальным возможностям и особым потребностям;
3) применяют вариативные, специальные и альтернативные методы и технологии обучения.

Книги по психологии

ТОП-10 мощных книг по психологии:

  • «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана
  • «Психология влияния» Роберт Чалдини
  • «Игры, в которые играют люди» Эрик Берн
  • «Главное внимание – главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие», Стивен Кови
  • «Подсознание может всё!», Джон Кехо
  • «Биология добра и зла» Роберта Сапольски
  • «Спотыкаясь о счастье» Дэниела Гилберта
  • «Опасные личности» Джо Наварро
  • «Гипотеза счастья» Джонатана Хайдта
  • «Истоки морали» Франса де Вааля
Достижения
Курсы повышения квалификации
Сопровождение одаренных студентов
Заключение
Когда, кажется, что сил больше нет, а жизнь идет под откос, проблемы назрели на работе, учебе и в личной жизни, первое, что приходит в голову большинству современных людей — обратиться за помощью к психотерапевту. Как вариант можно поделиться своими тревогами и страхами с друзьями и близкими родственниками. Но зачастую ответы на проблемные вопросы лежат на поверхности и их нужно просто увидеть. Сделать это можно после прочтения специальной литературы. Мы уверены, что составленный нами список книг позволит вам лучше понять себя и окружающих, направить собственную жизнь в правильное русло.